Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

«Нас всех разглядывает небо из космоса в упор» (цвет и слово Софьи РЭМ)

«Нас всех разглядывает небо из космоса в упор» (цвет и слово Софьи РЭМ)

11 октября в художественной галерее «Классика» НПО «Консультант» прошло торжественное открытие персональной выставки «Постнеклассика Софьи РЭМ. Графика». После официальной части был показан фильм о творчестве художника, затем на сцене в мини-спектакле «Четыре глаза» (по сути, презентации книги стихов «Сверхпроводник») предстали сама Софья (кстати, администратор сайта ИвГУ) и Д.Л. Лакербай (ее начальник по сайту). А завершился вечер прекрасным выступлением очаровательной вокалистки, автора и композитора Мариэль Линдар (тоже, как и вышеперечисленные, выпускницы ИвГУ).

Казалось бы, всё так, как заведено: культурный бомонд, цветы, речи, щелчки фотокамер... И звучащие из уст известных в городе людей, признанных «мастеров пера и кисти», слова – о весомых достижениях, изобразительных и поэтических традициях, многогранности творческой личности, поэтике культуры, собственном стиле… Однако сам художник (она же поэт) даже несколько растерялся (растерялась) от такого внимания – заслужить его в 25 лет, мягко говоря, непросто. И, как подчеркивали выступавшие, даже для «Классики» это событие не совсем обычное.

Конечно, в наше время важно не только быть художником, но и не пренебрегать «промоушн», и здесь нельзя не отметить тех, кто помог таланту Софьи РЭМ полноценно сформироваться и раскрыться для публики – это (без многочисленных титулов) А.В. Климохин, В.В. Коровина, Е.А. Толстопятова, Я.Б. Бруштейн, В.Г. Соколов… Но такое заинтересованное отношение к автору появилось по одной причине – не имеющая серьезного художественного образования, Софья РЭМ оказалась в каком-то смысле той «беззаконной кометой в кругу расчисленном светил», чье появление не только неожиданно, но и празднично, потому что новый яркий талант на небосклоне искусства – это прежде всего чистая радость. Или, как афористично выразился поэт и еще много кто М. Евстифеев, «творчество Софьи возмущает и нервирует. Оно вызывающе прекрасно и намекает на беспричинно-следственные связи таланта и признания».

Софья РЭМ – поэт, художник, член Союза писателей XXI века, «русский инопланетянин» (фишка такая). Сухие строчки «биографии» вряд ли расскажут много, зато дадут представление о накале в спирали «творческого светильника».

В 2009–2014 годах обучалась на кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью ИвГУ. В 2014–2017 годах – аспирант, исследователь творчества Андрея Вознесенского. В данный момент готовится к защите кандидатской диссертации. Публиковалась как поэт в журналах «Дети Ра», «Зинзивер», альманахе «Другие», газетах «Литературные известия», «Поэтоград». Автор трех поэтических книг: «Сотворение Рима» (2014), «Инверсум» (2016), «Сверхпроводник» (2017) – а также монографии «„Архитекстор“ Андрей Вознесенский» (2017). Лауреат премии газеты «Литературные известия» и премии журнала «Зинзивер» за 2016 год, победитель регионального поэтического телетурнира «Укротитель рифм» (2016), Всероссийского конкурса-фестиваля литературного и художественного авангарда «Лапа Азора» в номинации «Тень звука» (визуальная поэзия), 2016.

С 2015 г. реализует новую изобразительную стратегию в графике. Персональные выставки: «Канонический иудализм» (2015), «Вариатида. Выставка одной картины» (2015), «Постнеклассика. Выставка с манифестом» (2016). Художественные ориентиры – традиции иконописи (особенно Андрей Рублёв), витражного дела, церковной росписи, а также Г. Климт, А. Муха, А. Модильяни, О. Бёрдслей, В. Ван Гог, П. Гоген, П. Пикассо, М. Шагал и другие гении. Важное место в творчестве художника занимают библейские мотивы. Техника, в которой работает Софья РЭМ, сочетает в себе элементы традиционной графики, современных технологий (компьютерная обработка, синтетические материалы), текстов культуры (иногда буквально) и отсканированных осенних листьев, травы и цветов золотарника. Ещё одной особенностью является принципиальная возможность тиражирования создаваемых образов в любых размерах и на любых поверхностях. Используя минимальные изобразительные средства (линию и цвет), автор старается реализовать живописные достижения XX века в графике века XXI.

Если художника Софью РЭМ надо сначала смотреть, а потом уже «читать» (ибо ее концептуальные картины предполагают сотворчество), то дружащего с ним поэта Софью РЭМ надо сначала читать. И верить на слово. Ведь настоящая «инопланетность поэта» – это значимость вещей и явлений мироздания как таковых, вне сиюминутных (с т.з. вечности) «правил пользования» ими, та самая значимость, которая открывается нам ближе к смерти… Открывалась бы так поздно, если бы не поэты. «Кто в это время спит, как свойственно природе // Рефлекса, и во сне ускорит шаг. // Раз в десять лет в моём селе проходит // Собрание собак. // Четыре сотни лап ступают ровно, // Как существо одно, то вверх, то вниз, // Как будто водопад ползёт огромно // Сквозь смятый двор и сплющенный карниз». В голосе настоящего поэта всегда больше звука, чем от земных, пусть даже облагороженных дрязг, – как будто бракосочетаются контрапунктом, проливаются друг в друга земное и небесное, соната и псалом.

Сначала читать. А потом – уже как кому угодно.

…И, кто дал способность точке заговорить,
Может двигать гору, а может её творить,
Может мир катить, как вечное колесо,
Может хлеб взрастить, посеянный на песок,
Может в бездны ночи бросить свои цветы,
Может всё, что хочет дух. А что можешь ты?